|
"Красная бурда" 10 июня 1997 г.
Модест Васильевич
КОРОВИН-ЛЕПЕШИНСКИЙ
Русский советский актер
(1890 - 1987)
Модест Васильевич
Коровин-Лепешинский родился в 1890
году в семье
потомственных театральных
гардеробщиков Лепешинских. Дед
Модеста, Зоил
Вельзевулович, служил
гардеробщиком еще в
Елисаветинском театре, где не
раз подавал калоши и боливар
самому А. С. Пушкину.
Матерью Модеста стала
известная театральная уборщица
Аврора Коровина. В
день рождения сына она как раз
мыла пол в суфлерской будке,
когда
начались у нее схватки.
Фанатично преданная Мельпомене
Аврора возилась с
тряпкой до конца спектакля, а
артисты на сцене послушно
повторяли за ней
все реплики, которые неслись из
суфлерской будки.
Говорят, что
Коровин-Лепешинский начал петь с
самого рождения. Сутками
он доставлял удовольствие
родителям и соседям, исполняя
младенческие
"арии" собственного
сочинения, несмотря на три
подушки, которыми
укрывала его головку
заботливая няня.
Семья Коровиных жила служением
искусству. Жили они очень бедно -
пеленки
Моде шили из театральных кулис,
вместо детской присыпки - грим,
еда из
папье-маше...
Но зато рядом был Его
Величество Театр! С детских лет
мальчик жил одним
Театром (мыл полы вместе с
матерью, подсоблял отцу возле
вешалки)...
Иногда, забывшись, Модя просто
грезил театром! Единственным
доступным
развлечением был поход в цирк.
Первое же цирковое представление
потрясло
неопытного мальчишку до
глубины души. Модест твердо решил
стать цирковым
медведем.
Родители с пониманием
отнеслись к желанию сына, однако
сказали, что для
того, чтобы стать медведем, надо
долго учиться. Так Модест пришел
в
гимназию, где с первых же дней
проявил себя как мастер пародии -
стал
передразнивать учителей,
директора гимназии. На переменах,
в туалете,
показывал однокашникам, как
директор курит, как он
оправляется, как
ходит в публичный дом.
После гимназии было
театральное училище им.
Прищепкина, после которого
Модеста приняли в труппу
Императорского Театра
Музыкальной Комедии (ныне
- театр им. Комиссара Ржевского).
Свой путь к вершинам актерской
славы Коровин-Лепешинский начал
в
качестве задних ног
сценической лошадки. Талант был
замечен - не прошло
и года, как он играл передние
ноги. После этой роли Модеста
стали
узнавать кони на улицах,
животные в зоопарке выпрашивали
корочку хлеба с
автографом.
Спустя короткое время он
получил роль Волка в
благотворительном
новогоднем спектакле. Когда он
вышел на сцену шатаясь от голода
и,
глотая слюну, спросил: "Кого
бы мне съесть? Съесть иль не
съесть?.." и
завыл на софиты, дети зарыдали
от жалости к бедному голодному
Волку и
закричали: "Скушай вон ту
толстую тетю, которая
притворяется
Снегурочкой!" и стали бросать
на сцену еду - конфеты и
апельсины.
И это было очень кстати,
поскольку и сам Модест питался
кое-как.
Частенько его ужин состоял
только из тухлых яиц да гнилых
помидоров, что
приносили на спектакли
сердобольные зрители.
Уже с детства обладая
уникальными способностями,
Коровин-Лепешинский ни
на секунду не прекращал
шлифовать свой дар. В театральных
уборных
постоянно подглядывал за
Ермоловой, пытаясь разглядеть
секреты
мастерства великой актрисы.
Позднее Ермолова стала
официальной наставницей
молодого Моди, они много
репетировали вдвоем, часто до
глубокой ночи, и чтобы не
опоздать на
утреннюю репетицию, Модест
частенько оставался ночевать в
шкафу
Ермоловых.
Чтобы правильно двигаться по
сцене, артист до седьмого пота
трудился над
своим телом. А поскольку
балетного станка у него дома не
было, он просил
старенькую маму подержать
швабру и работал по 8-10 часов в
день.
Его умение подмечать и
перенимать привычки и речевые
особенности
помогало ему в создании самых
разных сценических образов. Жаль
только,
что все они - и Иванушка-дурачок,
и Ленин, и король Лир - как две
капли
воды походили на одного и того
же человека - театрального
вахтера
Герарда Пантагрюэльского.
О трудолюбии и преданности
актерской профессии Модеста
Коровина-Лепешинского много
говорили и даже писали в
театральных
уборных. Такая неистовая работа
над собой, естественно, дала
плоды - вот
несколько тому примеров.
В опере "Жизнь за царя"
Модест первоначально пел за царя.
После
революции это стало
небезопасно, и Модест сменил роль
- начал петь
Сусанина. Но так велика была
сила его таланта, что проходная
роль
безграмотного крестьянина
стала заглавной - оперу Глинки
переименовали в
"Иван Сусанин".
А каким блестящим
импровизатором был Модест
Коровин-Лепешинский!.
Однажды он сыграл роль Чацкого
в "Горе от ума", не произнеся
ни слова!
Была какая-то пронзительность в
том, как его Чацкий метался по
сцене, не
отвечая ни на чьи реплики, не
участвуя в диалогах, лишь едва
слышно
бормоча себе под нос: "Боже! Я
ничего не помню!" Буквально
через
пятнадцать минут зал взорвался.
А однажды Модест за день до
премьеры был введен в спектакль
"Му-му" по
пьесе Тургенева на роль
Герасима. Всю ночь пришлось
зубрить текст, но
труды не пропали даром - на
премьере зал буквально онемел от
восторга!
Долгие годы вспоминали
московские театралы появление
Модеста в роли бабы
Яги в драме Лермонтова
"Маскарад".
(Окончание следует)
|