[an error occurred while processing this directive]
|
|
|
"Красная бурда" 05 марта 1998 г. Эдуард ДВОРКИН --- ПРОМЕТЕИ --- Отрывок из романа "Идущие на убыль" --- Снова пришлось переехать, на сей раз по причине нетривиальной. --- Случилось на Волхонский переулок нашествие дятлов. --- Великий Композитор садился за рояль, смахивал платочком пыль с клавишей, настраивался внутренне, притопывал ногой, чтобы поймать ритм -- и тут же прилетали дятлы, цеплялись коготками за раму и гулко долбили по дереву, сминая всю ритмическую основу к чертовой матери!.. Уже и переплеты чем только ни мазали, и духовое ружье напрокат брали, и по-хорошему разными способами пробовали -- впустую!.. Плюнули, махнули рукой, позвали ломовиков. Переехали на Арбат, в Толстовский переулок. --- Домовладелец Казимир Олтаржевский, большой меломан и филантроп, узнал, что новый квартиросъемщик пишет музыку и на радостях подарил Александру Николаевичу целую поленницу дров. Не привыкший оставаться в долгу, Скрябин порылся в партитурах и посвятил меценату свою лучшую, Седьмую сонату -- "Белую мессу". --- -- Теперь это будет называться "Белая месса Олтаржевского", -- промокая чернила, сказал Скрябин и протянул ноты польщенному шляхтичу. --- Дрова пришлись ко двору. --- Погода переменилась. --- Аллегорическая аморфная дама, бесстыдно возлежавшая за окнами, более не пыталась никого соблазнить своим обнаженным увядающим телом, крашеными желтыми волосами и затуманенным меланхолическим взором -- отбросив псевдоромантическую маску, она обратилась в растрепанную полубезумную старуху, норовившую, чуть что, наброситься, плюнуть в лицо, вылить ушат грязи, просунуть под одежду бесцеремонные ледяные ладони... --- Он берег себя и на улицу не выходил. А когда становилось холодно в комнатах, появлялся дворник Хисамутдинов, косил влажным глазом, ссыпал на железный лист аккуратно наколотые полешки, доставал из фартука берестяную грамоту. Камин струил живительное тепло. Великий Композитор подходил к роялю, рождал что-то страстное, трепещущее, могутное. --- Это была тема огня. --- Искряные сполохи прямо-таки вырывались из раскаленного рояльного чрева, обжигали скачущие по клавишам пальцы, падали на одежду, но Великий Композитор, опьяненный процессом созидания, не чувствовал боли и только иногда прихлопывал костерки на брюках или поплевывал на дымящиеся ладони. --- Уже давно не работалось ему столь качественно и продуктивно. --- Вся тема была разработана за каких-то полчаса. --- Не отдыхая, он перешел к следующей. --- Огромная птица. Хищник с ужасным крючковатым клювом. Орел... Что может быть проще?! Он вспомнил подлейших дятлов, терзавших его своим бесконечным стуком до боли в печени... образ получился живым, выпуклым, устрашающим. Его следовало только укрупнить, усерьезнить, придать должную масштабность.... --- На все ушел еще час. --- Тема богов?! Изволили прогневаться?! Сейчас изобразим!.. --- Здесь и придумывать не нужно было. Бога он постоянно носил в себе, а если отбросить ложную скромность, он и сам был богом, и мир вертелся вокруг него и ему был обязан своим существованием... --- Оставалась последняя тема. --- Титан. Некто мускулистый, с греческим профилем, способный на альтруистический поступок во всей его внешней мощи и внутренней красоте... --- Скрябин просидел до позднего вечера, но более не издал ни единого звука. Образ не рождался. Расплывчатый и смутный, он колыхался где-то в подсознании и не желал подчиняться своему творцу. Требовался толчок, зрительное изображение, может быть, живая фигура, н а т у р щ и к... --- Великий Композитор стремительно раскрутился на стульчике, подбежал к окну, выскочил на балкон. --- Прямой и мощный, не кланяясь дождю и ветру, с огромной хозяйственной сумкой, по переулку шествовал Георгий Валентинович Плеханов. --- -- Георгий Валентинович! -- захлебываясь на ветру, отчаянно закричал Скрябин. -- Зайдите! --- Великий Мыслитель остановился, поставил сумку, приложил сложенные рупором ладони ко рту. --- -- Вроде бы, неудобно! -- рявкнул он. --- Время позднее! Люди спят! --- -- Очень нужно! -- до предела напряг диафрагму Скрябин. -- Прошу вас! Пожалуйста! --- Он бросился открывать. Плеханов вошел, отряхнулся, бросил в угол суконную куртку, стянул сапоги, размотал портянки. --- -- Как это вы не боитесь... в такую погоду? -- невольно любуясь могучей фигурой гостя, спросил Александр Николаевич. --- -- А чего мне сделается?! -- белозубо расхохотался Великий Мыслитель. -- Вот зима наступит, я в прорубь полезу! --- -- Однако, вам надо переодеться, -- с неожиданной твердостью произнес Великий Композитор. -- Нельзя в мокром! -- Он взял титана за руку и потянул в комнаты. -- Не смущайтесь, Татьяна у подруги. Скидывайте с себя все, давайте, я просушу на печи... замотайтесь в это... --- Скрябин протянул Плеханову что-то белое и тут же вышел с насквозь промокшими панталонами и манишкой. --- Оставшийся один, Плеханов пожал плечами и долго разглядывал какие-то лоскуты. --- -- Готовы? -- Великий Композитор нетерпеливо стукнул по филенке. --- Плеханов, конфузливо ежась, появился в дверном проеме. На нем была лишь красиво пригнанная набедренная повязка. --- -- Потрясающе! -- Скрябин даже захлопал в ладоши. --- -- Однако... не понимаю, решительно не понимаю вас, Александр Николаевич... --- Великий Композитор с треском раскрыл карты: --- -- Буду с вас писать Прометея, уж не обессудьте! --- Пользуясь замешательством гостя, он подвел его к пылающему камину, поставил в нужную для творческого процесса позу и кинулся к роялю. --- Опомнившийся Плеханов хотел было запротестовать, но первые же аккорды, сумбурные, трепетные и страстные, заставили его буквально прирасти к месту. --- Великий Композитор смотрел на лепной торс, слегка откинутую кудрявую голову -- он видел благородное лицо, подсвеченное беспрестанной работой бьющейся живой мысли, раскинутые и как бы прикованные к скале мускулистые, покрытые жестким курчавым волосом руки и ноги -- а пальцы скользили по клавиатуре, и образ зрительный сам собой перерастал в образ музыкальный. --- Минут через двадцать с Прометеем было покончено. --- Великий Композитор бессильно опустил провисшие ладони. Георгию Валентиновичу позволено было завернуться в одеяло. --- В буфете нашлось полбутылки лафиту, немного сухих печений, итальянская шоколадная конфета с изображением Карло Гоцци. --- Молча, думая об одном и том же, мужчины пригубили вино. --- -- Интересно, -- не выдержал Великий Композитор, -- а будут ли когда-нибудь конфеты "Скрябин"? --- -- Непременно будут! -- горячо заговорил Великий Мыслитель. -- И уверяю вас -- вкуснейшие, на чистом шоколаде, с какой-нибудь клюквочкой или мармеладиком внутри... пальчики оближешь... а вот "Плехановских" даже карамелек, думаю, не выпустят! --- Скрябин дотронулся ладошкой до могучей длани гостя. --- -- Это вы зря! -- Он посмотрел куда-то вдаль. -- Я вижу огромный торт -- бисквиты, цукаты, шоколад, фрукты в сиропе. Торт самый лучший, самый дорогой. За ним всегда очереди. Торт "Плеханов"... и коньячок будет с тем же названием. Сыр изобретут новый, пикантный. Головы сделают большие-пребольшие и назовут непременно "Георгий Валентинович"... --- Они снова замолчали. За окнами бесновалась непогода, сыпала водяными струями в черные окошки, от развешанной на каминной решетке одежды гостя валил густой дым, два Великих Индивидуума курили забытые Татьяной папиросы и чувствовали себя покойно и уютно в обществе друг друга. --- -- А впрочем, все это суета! -- встряхнулся Плеханов. -- Давайте-ка лучше о "Прометее". --- Скрябин напрягся, обратился во слух. --- (Окончание следует.) --- Санкт-Петербург --- © 1996 Эдуард Дворкин Только для личного пользования. Перепечатка в СМИ и иное коммерческое использование будет преследоваться по закону. ЗАТО ВСЯЧЕСКИ ПРИВЕТСТВУЕТСЯ ЛИЧНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ! Форвардируйте этот выпуск по Сети друзьям, знакомым и деловым партнерам! Распечатайте его на принтере! Отнесите домой! Сделайте ксерокопии и подарите бескомпьютерным друзьям! Спонсор списка рассылки - компания "Демос" - http://www.demos.su Официальный веб-сервер - http://www.crazyweb.ru/burda Адрес редакции - burda@ur.etel.ru Адрес постмастера - postmaster@demos.su Чтобы подписаться, отправьте по адресу majordomo@demos.su письмо с текстом "subscribe burda". Чтобы наоборот - "unsubscribe burda". |
Copyright © 1997-98 "Красная Бурда" Электронная версия - CrazyWEB, Design/HTML copyright © 1997-98 Internet Style |