Грабь награбленное?
Эта статья была опубликована в "КомпьюТерре" # 45 за 1995 год.

Теперь вы узнаете, что такое монополия!
(О.Генри)

Максим Пресняков

То, о чем давно предупреждали большевики, а именно, введение МГТС тарифа на использование факсов и модемов, свершилось.

Свершилось -- теперь на всех районных узлах МГТС регистрируют факсимильные аппараты и модемы. В книжку абонентской платы введена специальная графа. Конечно, ежемесячная плата за модем и факс пока не велика, она всего лишь в два раза превышает плату за телефон, на сегодняшний день это составляет 24 тысячи рублей. Стоит ли из-за этого подымать шум? Но кто знает, что взбредет в голову руководству МГТС через месяц? По Москве уже поползли слухи, что когда большая часть факсов и модемов будет зарегистрирована, абонентская плата взлетит в несколько раз. И, главное, непонятно, за что же берут эти деньги, ведь АТС ничего дополнительного не предоставляет. Чтобы хоть немного прояснить ситуацию, наш корреспондент отправился на МГТС.

В начале я встретился с Владимиром Олеговичем Костровым, начальником отдела маркетинга и рекламы АО Московская Городская Телефонная Сеть. Естественно, мой первый вопрос -- за что?! Г-н Костров признал, что сертифицированный аппарат дополнительной нагрузки на линию и аппаратуру АТС не создает. Но, по его словам, среднее время занятия линии владельцем обычного телефонного аппарата -- 13 минут в день. Владелец же модема использует линию ежедневно по несколько часов. Соответственно, возрастает нагрузка, и МГТС приходится вкладывать деньги в увеличение пропускной способности каналов. Крайнего нашли? Ведь какие-либо подружки-болтушки грузят эти самые каналы точно также.

Кроме того, по словам г-на Кострова, при том качестве линий, которое сейчас имеет место быть в Москве, владельцу модема или факса приходится по много раз перезванивать, добиваясь приемлемого соединения, а это уже создает дополнительную нагрузку на аппаратуру АТС. Интересная позиция -- мы предоставляем плохое качество услуг, и за это будем брать дополнительные деньги. Правда на это г-н Костров мне ответил, что качества, предоставляемого московской телефонной сетью, вполне достаточно для ведения обычных телефонных разговоров, для чего, собственно, сеть и была создана. Но здесь опять же возникает все тот же вопрос: ведь владельцу факса или модема вы не улучшаете качество связи, так за что же брать деньги?

По-видимому, я был далеко не первым корреспондентом, посетившим МГТС -- у людей, с которыми я разговаривал, уже на все был готов ответ. Ну и что, что при установке телефона не оговаривалось, с какой интенсивностью он будет использоваться? А в то время вообще считалось, что, если на линии стоит факс или устройство передачи данных, то это не домашний телефон, и взималась оплата уже не как с частного лица, а как с организации.

Заместитель Генерального Директора МГТС, Семен Владимирович Рабовский, привел еще один резон: ставя у себя дома факс или модем, клиент, пользуясь предоставленной ему линией, получает дополнительные удобства: ему не надо тянуть к себе выделенную линию для сети пакетной коммутации, ну и так далее. А за дополнительные удобства надо платить. Да, г-да Белл и иже с ним (далее были перечислены все изобретатели телефонной связи) придумали такую сеть, которую, как оказалось, можно использовать не только для голосовой связи, но и для передачи данных. Да, ничего дополнительного мы не делаем, но клиент же получает дополнительные удобства. Что-то сильно напоминает рэкетирское "надо бы поделиться". На мои попытки как-то подискутировать на эту тему был ответ: "Вы пришли не на круглый стол, а чтобы узнать наше мнение. Так что, если есть еще вопросы -- задавайте, я отвечу".

Да, и г-н Костров, и г-н Рабовский высказывали такую мысль, что модемы и факсы имеют только весьма обеспеченные люди, для которых эта абонентская плата -- не деньги. Что-то на ум опять приходят аналогии с рэкетом...

Следующим моим вопросом было: "Каким образом производится отлов модемов и факсов?" По словам г-на Рабовского, на электронных АТС сейчас запущена программа, которая в часы наименьшей загрузки линий (а попросту -- ночью), производит обзвон абонентов по всей Москве и анализирует спектр сигнала. По его словам, такие прозвоны производились и ранее для проверки качества линий и жалоб от населения на ночные звонки не поступало.

Отлов уже начался, мне показали данные по пойманным модемам и факсам за последний месяц. Большинство этих устройств стоят в различных коммерческих структурах. Так, из тридцати пойманных модемов только один принадлежит частному лицу.

Кстати, из методики выявления наличия факсимильных аппаратов и модемов следует, что статистика, приведенная мне, не верна. Большинство частных лиц, использующих факсы и модемы у себя дома, не держат их в режиме автоответа, так что в статистических данных они автоматически попали в число пользователей обычных телефонных аппаратов. По словам г-на Рабовского, таких пользователей отловить пока тяжело, только в том случае, если аппаратура, производящая проверку спектра, случайно подключится к этой линии во время передачи данных. "Сначала переловим тех, кто держит модемы и факсы на автоответе, а уж потом примемся за остальных".

На линии нарушителей, по словам г-на Рабовского, после неоднократного предупреждения будут ставится фильтры-заглушки, не мешающие обычному голосовому разговору, но делающие невозможным передачу данных. На мое замечание, что линия, после установки такой заглушки, перестает удовлетворять требованиям МККТТ, г-н Рабовский заверил, что это не так, а, кроме того: "А какие требования к нам могут предъявлять клиенты, не выполняющие наши правила?"

По словам г-на Рабовского, заглушки эти вполне себя окупают: если вы захотите ее снять, вам придется уплатить штраф в размере годовой абонентской платы, что превышает стоимость этого устройства.

Ну и последний мой вопрос был: "А намечается ли создание каких-либо структур, альтернативных МГТС, но выполняющих те же функции?" По словам г-на Рабовского, никто не хочет этим заниматься, взваливать на себя этот груз. Есть в Москве несколько телефонных компаний, но их услуги значительно дороже, чем услуги МГТС. В качестве примера были приведены Комстар и Комбелга. Делать же большую сеть, альтернативную МГТС не хочет никто -- это, по словам г-на Рабовского, слишком большой груз.

Ну что, уважаемые читатели, всех я порадовал? Как, нет? Вы считаете, что вам ничто не грозит с этими методиками выявления модемов? Как работали бесплатно, так и будете? У меня, специально для вас, есть еще одна "хорошая" новость: по словам г-на Рабовского, с Нового года МГТС будет переходить на повременную оплату телефонных разговоров. И тогда вы узнаете, что такое монополия!

Originally published in CompuTerra #45, 1995. Reproduced with permission.



CrazyWEB
Copyright © 1995-96 ORBIS TERTIUS New Media Technologies. All rights reserved.